19 марта 2024
Другие новости
Главная » - СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ - » ПОХОД 1958 г. (страницы из дневника). Окончание.
ПОХОД 1958 г. (страницы из дневника). Окончание.

ПОХОД 1958 г. (страницы из дневника). Окончание.

7.07.58 г.
Сегодня мы проспали до 10 часов и даже не сделали зарядку, так разнежились. Сели на попутную машину и поехали на курорт Аршан. Ехали через всё долину Иркута.
Мне тогда даже и в голову не могло прийти мысли, что в этой долине и по этой дороге я буду ездить много-много раз и лучшие мои годы жизни пройдут в этой части солнечной Бурятии, но об этом отдельный рассказ.
Саяны казались совсем рядом, но ехали почти полтора часа. (Ширина долины в этом месте примерно 40 км. Но дорога сначала идёт вниз по Иркуту до моста. Потом вверх по Иркуту и затем от Тунки практически перпендикулярно линии, вдоль которой простираются Тункинские гольцы, примерно км 25 до подножия Саян, где располагается курорт.
На курорте нам всем понравилось. Осмотрели главный корпус, источники. Попили из них минеральной воды, которая по своим вкусовым качеством не отличается от нарзана. Осмотрели самобьющий фонтан из скважины. Окрестности курорта тоже понравились: сосновый бор, рядом река с двумя ГЭС и каскадом мельниц.
Вечером осмотрели спортгородок, игры, танцплощадку, сходили на кинофильм «Илья Муромец» и, побродив по всему курорту, улеглись спать.
8.07.58 г.
Сегодня продолжали осматривать живописные окрестности. Попив воды, мы отравились осматривать водопады на Кынгарге. Израсходовали две фотопленки, фотографируясь в разных ракурсах. Ущелье, где водопад, завалено скалой, и вода падает с высоты, брызгая каскадом брызг. В ущелье холодно и сыро.
Курорт расширяется и благоустраивается.
После обеда устроились на автобус и через 4 часа подъезжали к Култуку. Здесь пересекли электрофицированную железнодорожную магистраль и увидели в первый раз в жизни озеро Байкал. К Слюдянке идут высоковольтные линии с железными мачтами (металлическими опорами.) На станции посмотрели электровоз и увидели его преимущества перед паровозом. Вечером по Байкалу покатались на лодках, которые выдавали на лодочной станции на прокат.
9.07.58 г.
Ночевав на вокзале, мы мчались на электропоезде к Иркутску. Солнце только всходило и небо, и вода играли всеми цветами радуги с преобладанием розово-красного цвета. Скоро дорога устремилась в горы, и мы все уснули мертвым сном. В вагоне было много народу, было жарко.
Иркутск был весь в дыму и пыли. Полдня проходили по-пустому. Потеряли Колодину, быстро нашли. В Иркутске много старых зданий, которые ремонтируются и обновляются. Много новостроек. В городе много дыму и пыли.
10.07.58 г.
Утром сегодня осмотрели художественный музей, где нам очень понравилось. Особенно две картины: одна Брюллова «Неудавшееся свидание» и Платова «Няня». Понравилось нам и в школе, где мы ночевали, и в столовой облисполкома, где мы обедали.
В музее некоторые картины представлены в подлинниках, часть в копиях. Здесь собраны произведения русских, китайских, западноевропейских художников, также собраны образцы рукодельного труда, росписи по фарфору, произведения студентов-выпускников. Они нам не понравились: сделаны грубо, небрежно.
Потом, забрав вещи, мы двинулись искать вокзал речного трамвая. С трудом разыскали нужный автобус и приехали на плотину ГЭС. Много высоковольтных линий уходило от сердца плотины, водосливной бетонной плотины, где смонтированы турбины и генераторы. Перед нашим взором раскинулось голубое водохранилище, а речного вокзала не было.
Мы приехали на левый берег Иркутского моря, залив вдоль берега которого тянется улица Якоби и дорога к НИИФТРИ (научно-исследовательский институт физических, технических и радиотехнических измерений). Институт, директором- организатором которого, был по национальности швед, окончивший МГУ, с 1939 года работавший в США, вывезший по слухам, документацию на изготовление транзисторов, Рунар Викторович Гострем, д.ф.-м.н., по видимому, профессиональный разведчик.
Мы уселись на берег и стали ждать у моря погоды. Неподалёку работал кран, который грузил лес на ЯЗЫ.
В то время лес плотами возили с Байкала и перерабатывали его в Мельничной пади, на лесозаводе в Старой Кузьмихе. Сейчас это все в прошлом.
Искупавшись, мы, наконец, дождались трамвая и поплыли в сторону Байкала по водохранилищу. Изредка навстречу попадались буксиры, тянувшие плоты. По берегам водохранилища стояли горы, покрытые лесом. Водохранилище закончилось км за 12 от истока Ангары из Байкала. Скоро Ангара начала мелеть и на дне можно было увидеть все камешки. Знаменитый Шаман-камень выглядел уныло. Над водой возвышалась очень небольшая его часть, остальное оказалось затоплено водой после постройки плотины Иркутской ГЭС.
Выход на Байкал сразу почувствовался – трамвай закачало. У порта Байкал, который был конечной станцией железной дороги, идущей от Слюдянки по берегу Байкала. Часть же дороги, идущей по левому берегу Ангары от порта Байкал до Иркутска оказалась затопленной после постройки плотины ГЭС и её разобрали.
В настоящее время остался от этой дороги участок от Иркутска — пассажирского до завода железобетонных конструкций, который в период строительства плотины был местом, где готовился бетон для плотины.
За деревянными волнорезами стоял красивый пассажирский пароход «Комсомолец», который курсирует по маршруту порт Байкал – Танхой — бухта Песчаная — остров Ольхон – Баргузин — Нижнеангарск.
Курсировал где-то до80-х годов. Потом по Лене до Качуга своим ходом из Горького перегнали корабль на подводных крыльях «Комету». С Качуга довезли до Иркутского водохранилища на автомобильного трейлере и списали на слом «Комсомолец». «Комета» с порта Байкал до Северобайкальска доходит за день. Её скорость 60 км\час.
На пароходе было много народу. Играла музыка. Ехали такие же, как мы, туристы с Байкало-Кудары.
Здесь записи о походе кончаются. Ночью приплыли в Танхой. Сели на поезд, доехали до Улан-Удэ. Звездный слёт — так это называлось тогда это мероприятие в 1958 году проходил вблиз Иволгинска, рядом с Красноярово.

Записи воспроизведены в период с декабря 2003 по 14.01.2004 года.

Слёт туристических команд был прекрасно организован. Жили мы в палаточном городке. Утром все дружно поднимались на утреннюю зарядку. Она проводилась под баян и транслировалась через усилители на весь лагерь. Погода была замечательная, продуктов выдавалась вдоволь. Запомнились большие банки сгущённого молока (1-3 литра), которыми выливали в ведро крепко заваренного чая и наслаждались. В деревне нам такое и не снилось!!
Несмотря на то, что поход был труден, мы собрали прекрасный гербарий, хорошо выступили в соревнованиях, но успех прошлого повторить не удалось. Но мы были счастливы, что так много увидели, преодолели настоящие трудности. Такое уже больше в жизни никогда не повторилось!!

Большая благодарность за предоставленный материал из личного домашнего архива участника этого тур.похода Климову Николаю Николаевичу, доктору физико-математических наук, профессору.

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Рейтинг@Mail.ru