19 декабря 2017
Другие новости
Главная » - СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ - » Петропавловский Аэропорт. Работа и жизнь.
Петропавловский Аэропорт. Работа и жизнь.
Петропавловский аэропорт. Выезд делегатов на областную конференцию.

Петропавловский Аэропорт. Работа и жизнь.

Статья о работе данного предприятия,
в 1970-80-90-е годы, написана
по просьбе Гармажапова А.В.

furazhkaШтат работников аэропорта состоял из начальника, двух диспетчеров, двух радиотехников, кассира, аэродромного рабочего, сторожа и технички (уборщицы). Итого, коллектив Петропавловского Аэропорта насчитывал 9 человек. Ещё были метеонаблюдатели, но они числились работниками местной метеостанции, там получали зарплату, а в аэропорту наблюдали по приборам за погодой. Эти данные передавались в базовый аэропорт Улан-Удэ, в аэропорт города Закаменск, соседнего района и другие аэропорты, два раза в час. Сводка погоды, называлась “ФАП” – «Фактическая авиационная погода”. ФАП включала в себя такие данные, как скорость и направление ветра, вид и количество облаков, низ границы облачности, Температура воздуха, давление и температура точки росы. Диспетчер зачитывал погоду экипажу ВС (воздушного судна) при входе в его зону ответственности. У диспетчера, на рабочем месте был анероид (прибор для измерения атмосферного давления), когда данные полученные от метеонаблюдателя отличались от данных барометра диспетчера, то диспетчер запрашивал по прямой связи повторный замер. Официальными данными считались данные, полученные от метеонаблюдателя.
zdanie-petropavlovskogo-aeroportaДолгие годы, бессменным начальником Петропавловского Аэропорта, был Тугаринов Николай Романович. Старшим радиотехником – Красиков Иннокентий Петрович, после Гордиенко Сергей Петрович, радиотехником – Хабаргин Геннадий Иннокентьевич. Диспетчером работал Бальчинов Борис Данзанович, после Рудик Игорь Иванович. Кассиром аэропорта была в те годы Мункуева Зоя Жимбеевна. Аэродромным рабочим, в разное время были Лубсан Хандажапович (?) и Хабаргин Владимир Иннокентьевич. Сторож – Панафидин Тихон Павлович. Уборщицей работала Ахминеева Александра, От метеостанции обеспечивали аэропорт в разные годы Гришина Светлана, Шуппе Людмила Федоровна, Красикова Елена Иннокентьевна и Дунаева Наталья Николаевна.
Я пришел работать в Петропавловский Аэропорт, в 1982-ом году, после окончания Иркутского “УТЦ”, – учебно-тренировочный центр. Филиал института инженеров гражданской авиации, только статус ниже. Из группы в 31 человек, курс закончили только 17. Основными предметами были “ОПП”, – основные правила полётов, “НПП”,- наставление по производству полётов, “НШС”,- наставление по штурманской подготовке; технология работы авиадиспетчера и авиационная метеорология. По этим предметам сдавали экзамены. Были еще предметы, по которым сдавали зачёты; это – история гражданской авиации, навигационные системы, электрооборудование самолётов, правила радиообмена, двигатели и даже азбука Морзе, И это ещё не всё. Петропавловский аэропорт, являлся аэропортом дневного действия и мог принимать и отправлять самолеты и вертолеты только в светлое время суток. По истечении получаса после восхода солнца и заканчивали УВД (Управление воздушным движением) за полчаса до захода солнца, Принимали самолёты 3-го и 4-го класса и вертолёты всех типов, при мне летали “АН-2”, “Л-410”, “ИЛ-14” и “АН-24”, а вертолёты в основном “МИ-2” и “МИ-8”. В Петропавловку, летал рейс № 519, а обратно рейс №520. Расстояние по воздуху до Улан-Удэ – 197 км. Билет в 80-ые годы прошлого столетия, стоил примерно 8 рублей. Самое большое количество самолетов, которыми доводилось управлять в один день, у меня было 23 ВС (воздушные судна) в течение смены. Кроме рейсового самолета, диспетчер “вел” еще в своей зоне ответственности и другие ВС. Были еще и самолёты санитарной авиации, лесопатрульные, аэрофотосъёмка, и “АХР” – авиационно – химические работы. Из оборудования, в аэропорту были; для связи с самолётом две радиостанции, резервная радиостанция, аккумуляторная р-станция. На случай отключения электричества, радиотехник включал дизель, но в этом случае, в течение нескольких секунд включалась аварийная радиостанция. Была еще приводная станция – “Привод”, работающая на определённой частоте и обеспечивающая “привод” самолёта в сложных метеоусловиях на “Точку”, для последующего снижения по “Схеме пробивания облачности”.
В сфере воздушных авиалиний, наш Петропавловский аэропорт относился к горным и считался приграничным. Вообще, в советское время, по СССР, Аэрофлот (в 70-80-е годы), перевозил по 120-млн. пассажиров на своих воздушных судах ежегодно. Хочется отметить, что аэропорт Петропавловка – постоянно выполнял план по перевозкам и всегда был в тройке лучших аэропортов своего региона. Наряду с Нижнеангарским и Курумканом, но те аэропорты дальние, а Петропавловка относительно ближе до города Улан-Удэ. Пассажирский поток помогала обеспечивать Джида, где было много военных, родом в основном из других регионов.
Каждый аэропорт, имел свой позывной. Например, у Петропавловки – “Акварель”, у Закаменска – «Перелив”, Улан-Удэ – «Аллея”, Кырен – “Шлёнка”, Кяхта – «Агрегат” и т.д, но наш позывной самый благозвучный. Крейсерская скорость АН-24- 450-ят км,ч, ИЛ-14 – 320, Эл-410 чуть меньше, АН-2 – скорость 190 км.ч, вертолёт МИ-2 – 140, МИ-8,- 250 км.ч.
Время полета в воздухе на самолете АН-24 составляло 40 минут, на ИЛ-14 и Л-410 на 5-10 минут больше соответственно. АН-2 летел с Улан-Удэ до Петропавловки – 1 час,06 мин, вертолет МИ-2 – 1 час, 40 мин.
Диаметр поля, составлял 2200 х 200 м, а сама ГВПП – грунтовая взлётно-посадочная полоса, 1700 х 100 м. К основной полосе, примыкали боковые и концевые полосы безопасности. Боковые – по 50 м, и концевые – по 100 м. Это на случай, если самолет при разбеге или посадке отклонится от оси ГВПП, или немного выкатится за пределы основной части полосы. По отзывам многих пилотов, полоса в Петропавловке, была самая лучшая из грунтовых по всей Бурятии. А тогда действовало 25 аэродромов. После дождя наша полоса никогда не размокала и всегда была пригодна для приёма и отправки самолётов. Аэропорт Закаменска после сильного дождя не мог принимать “ИЛ-14” И “АН-24” из-за размокания полосы и тогда выпускали караван из “АН”-2″, двенадцати местных самолётов, чтобы развезти всех пассажиров. По количеству перевезённых пассажиров, Петропавловка постоянно занимала призовые места, несмотря на свою близость к Улан-Удэ. Примерно с 1985-го года, работать диспетчером начал Панафидин Павел Алексеевич, я был его инструктором, готовил для утверждения его диспетчером.
Если бы не распался Советский союз, то планы руководства Аэрофлота местной авиалинии, рассчитывался перенести ближе к селу Гэгэтуй, т.к на прежнем месте Аэропорт мешал плану застройки и развития села. Проектированием должны были заняться специалисты из Хабаровска. Но, увы, не суждено было этому сбыться…..
Профессиональным праздником, был День Гражданской Авиации – это третье воскресенье августа. И конечно, главный тост в авиации, это; ЧТОБЫ КОЛИЧЕСТВО ВЗЛЁТОВ – РАВНЯЛОСЬ КОЛИЧЕСТВУ ПОСАДОК!

Рудик Игорь Иванович. dzhida.ru.
Диспетчер, бывший работник Петропавловского аэропорта.
Пенсионер. Ныне проживающий в г. Улан-Удэ.

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru