23 сентября 2017
Другие новости
Главная » - СТРУКТУРА - » КУЛЬТУРА » БИБЛИОТЕКИ » Джидинские кинопрокат и киносеть. Страницы истории.
Джидинские кинопрокат и киносеть. Страницы истории.

Джидинские кинопрокат и киносеть. Страницы истории.

Хочется выразить большую благодарность организатору проведенной встречи МБУ “Централизованная библиотечная система” в лице, директора Кавелиной Н.С, Гладышевой Л.С. – заведующего отделом Обслуживания МЦБ (за помощь в поисках дополнительного материала), и участникам беседы, бывшим работникам Джидинского Кинопроката в лице Яблонского Ю.В. и Арестовой Г.С.

Начало работы киносети в Джидинском районе можно отнести к 1949 году. Первое помещение находилось в бывшей конюшне (по ул. Свердлова, на территории, где находилось Петропавловское КБО), начальником был назначен в те годы Афанасьев Степан Савельевич. Первый коллектив был небольшой, 8 человек. Это три, так называемые, фильмопроверщицы: Гладышева Прасковья Степановна, Березина Зоя Николаевна, Хохлова Валентина Григорьевна, составитель Юмова Мария Цыренжаповна, шофёр Цырбеев Шариб и два сторожа.

Яблонский Юрий Витальевич работал с 1965 и по 2005 годы в системе кинофикации. В Петропавловском клубе начал помощником киномеханика, потом и сам стал киномехаником.
В 1971 году было построено новое типовое здание (25х25), гараж, насосная станция с котельной (стояло два котла), которое считалось одним из лучших и современным в те годы во всей Сибири и Дальнем Востоке. Увеличился и коллектив. Был прекрасный предпросмотровый зал, со звукоизоляцией, который насчитывал до 40 мест. Новейшее по тем временам оборудование, в том числе и фильмостаты, предназначенные для увлажнения кинопленок, позволяли выполнять работу качественно. Фильмопроверщицы получали за вредность молоко (пол-литра на 1 день). Приходила смотровая комиссия, которая включала в себя представителей из школ, райкома, исполкома, редакции газеты «Джидинская правда». Таким образом, выносилось решение, давать на районные просмотры фильмы или нет (которые были до 16 лет). Раз в неделю проводился просмотр новых кинолент для дальнейшего их распределения по точкам для демонстрации.
Всего в Бурятии было три отделения кинопроката. Это Джидинское, Кабанское и Северобайкальское.
В то время директором кинотеатра «Колос» был Жаргалов Александр, который был и художником. Он мастерски рисовал киноафиши и выполнял рекламные надписи. Возле кинотеатра «Колос» стояло четыре рекламных щита, где помещалась афиша (два щита «Скоро», и по одному «Сегодня» и «Завтра»). С 1969 года Юрий Витальевич стал работать кинотехническим инспектором. Наш кинопрокат обслуживал 4 района, снабжая кинолентами – Кяхтинский, Закаменский, Селенгинский и Джидинский. Отделение Джидинского кинопроката было рассчитано на 1000 копий, только художественных широкопленочных, плюс узкопленочных, документальных, научно-популярных и мультипликационных лент.
В обязанности кинопроката входила закупка новых кинофильмов на копировальных фабриках из киностудий, централизованно приходили фильмы со всех киностудий (Киностудия им. Довженко, Мосфильм, Ленфильм, Свердловская киностудия, Киевнаучфильм и мн. др.). Вышестоящее руководство на месяц вперед планировало, какие фильмы будут выходить в ближайшее время. Иногда приходили по две, три копии новых кинолент. Бывало, уже после просмотра, когда возвращали киноленту, ее приходилось ремонтировать, увлажнять, реставрировать и склеивать (имелась реставрационная машина). В общем, вели техническое обслуживание кинопленок. На тот момент в штате было 4 монтажницы (кинопроверщицы). Сами кинопленки по качеству делились на категории: 1 категория – это пленка без каких-либо дефектов, 2 категория – с небольшими дефектами, и были 3-я и 4-я категории. Если кинопленка, по каким-то обстоятельствам была испорчена, то накладывались штрафные санкции на киносеть от 100 рублей и выше.
Методистами в разные годы работали Лалетина Анна Дмитриевна, Плюснина Тамара Ивановна, Крючкова Татьяна Никитична, бухгалтерами были Дуракова Екатерина Фоминична, Куренова Валентина Ивановна, Колмакова Галина Прокопьевна. Фильмопроверщицами были Сухарева Александра Ивановна, Федотова Людмила Ивановна, Норбоева Зинаида Жимбеевна, реставратором Шишмарева Зоя Федоровна. Ремонтным мастером по киноаппаратуре работал Гордиенко Петр Иванович. Киномеханики Дампилов Николай Содномович, Якимов Евгений Мифодьевич (работал в Хулдате), Марадудина Нина Александровна (Боций), Григорьева Нина Ивановна (профорг), Санжиева Галина Данзановна, Баинова Зинаида, Норбоева Зинаида, Гапилова Зоя (кинотеатр «Колос»).
В киносети было четыре машины: ГАЗ-53, на котором возили киноленты в Кяхту, УАЗ 462 – ездили в Харацай Закаменского района, УАЗ-469 – для руководства, ГАЗ-52 – для хозяйственных нужд предприятия (возили уголь из Гусиноозерска и др.). Имелась своя кочегарка, насосная станция (скважина на 120 метров) и гараж на два обогреваемых бокса. Шоферов было двое. В разные годы водителями трудились Шишмарев Михаил Иванович, Плюснин Петр Васильевич и Плюснин Василий Васильевич, Костылев Иван Никитович, Костылев Иннокентий Никитович. Сантехник (часто менялся) следил за оборудованием отопления. Кладовщиком работала Рудик Елена Иннокентьевна, уборщицей – Тугаринова Вера Миновна.
Летом коллектив выезжал по отарам и молочным фермам, показывая фильмы. Всего к тому времени в районе было 37 киноустановок. В каждом селе стояла своя киноаппаратура для просмотра кинофильмов. Свой профессиональный праздник, День советского кино (сейчас Российского кино), который отмечался 27 августа, работники киносети отмечали подведением итогов работы, торжественным мероприятием. Как и другие структуры, киносеть участвовала и побеждала в соцсоревнованиях масштаба СССР. Так, Сухарева Александра Ивановна и Арестова Галина Савична стали отличниками кинематографии СССР. Многие работники награждались грамотами районного, республиканского и российского значения.
Кинопрокат тесно сотрудничал с Монголией, по постановлению Совета Министров Бурятской АССР, помогал соседнему Селенгинскому аймаку МНР. Монголы приезжали чуть ли не каждый месяц за хорошими фильмами, для поддержания их плана показа фильмов, давали узкопленочные и, по договоренности, широкопленочные. И монгольские коллеги приглашали джидинцев к себе в гости, на монгольский праздник «Наадам».
Джидинский кинопрокат финансировался из общесоюзного бюджета и по финансовой части ни от кого не зависел. Работники всегда выполняли план и получали премию за выполненную работу, пользовались бесплатными путевками на курорты, в Дома отдыха, предоставляемые как для работников, так и для их детей. Территория кинопроката была озеленена силами своих же работников акациями, тополями, сиренью и все это выглядело словно сказочный зелёный островок культуры.
Для работы в кинопрокате нигде не обучали, кроме реставраторов, которые ездили на курсы для обучения (1 месяц). Для должности фильмопроверщиц обучение шло на месте, что способствовало практическому навыку. Сначала принимали учеником, обучали и после уже начиналась работа как специалиста. Методистов тоже обучали на месте постоянной работы. Киномеханики должны были обучаться и получать права на владение киноаппаратурой.
Тогда в кинотеатре стояли современные по тем временам чехословацкие аппараты «Неотон 4S» (дуговые), через некоторое время пришло ещё более новое оборудование для демонстрации и показа кинофильмов в количестве 3-х установок. Две работали, а одна была в резерве.
Зарплата киномеханика и старшего киномеханика в 1965 году была от 75 рублей до 112 руб. Фильмопроверщицы (составители) получали около 90, реставратор – 114, кинотехнический инспектор – около 135 рублей. Методисты (составители) получали 140, бухгалтеры – от 160 до 170 рублей. Каждый месяц была премия, которая зависела от перевыполнения плана. В последующие десятилетия немного больше. Уборщица, кочегары и сторожа получали примерно 80 рублей. Зарплата начальника равнялась 220 рублям вместе с премией. Шофер (старший) получал больше 200 рублей, так как был водителем 1 класса со стажем, плюс премия, остальные шофера получали до 180 руб.
К сожалению, все списки киномехаников и других работников уже не сохранились.
С 1989-го по 2005 годы Яблонский Ю.В. работал заведующим Джидинским отделением кинопроката, то есть в течение 16 лет. В то время насчитывалось 24 отделения кинопроката, и было соответственно 24 работника. Несколько раз переименовывали организацию, был и директором Джидинского отделения кинопроката, а в последние два года деятельности, кинопрокат объединили с киносетью и назвали «Джидинское кинозрелищное предприятие». Тогда работников насчитывалось до 96 человек. Потом опять их разъединили, и киносеть передали в отдел культуры.
Трудовой путь кинопрокатского работника, стаж которого около 42 лет. Арестова Галина Савична начинала свои первые шаги в январе 1962 года и по 1967 год работала в дирекции районной киносети, после перешла в Джидинский кинопрокат. Вначале была простым работником склада, а с 1969 года – фильмопроверщицей, затем киномехаником, а в 1972- 1978 годы – реставратором. Затем стала методистом, на этой должности проработала до конца 1983 года, потом перешла на должность технического инспектора. Когда наступили трудные годы сокращений и увольнений, в 1993 году стала кладовщиком и через десять лет, в ноябре 2003 года, была уже уволена. Это уже был период развала предприятия.
Дампилов Николай Содномович, долгие годы проработавший директором Джидинской киносети, тоже начинал свою трудовую деятельность, работая киномехаником. В системе киносети работали Колмакова Клавдия Тихоновна (бухгалтер), Хабаргин Александр, Бурдак Виктор, Майорова Галина, многие киномеханики, которые жили в своих селах по местожительству и работали в сфере киносети. Приезжали в качестве гостей с творческими вечерами известные артисты кино, среди них были актеры фильма «Исход» и «Зося» Владимир Заманский и Юрий Каморный. Они подарили свои фотоснимки с автографом Яблонскому Юрию Витальевичу.
Также были незабываемые встречи с Людмилой Гурченко и Николаем Крючковым в 1966-67 годах в здании кинотеатра «Колос».
Вся киносеть работала над показами кинофильмов. Иногда проходило до пяти киносеансов день, это три детских и два взрослых. Кассовыми были индийские фильмы, на которые билеты в первый день показа просто невозможно было купить, так как распродавались они за день, два. Люди любили мелодраму, где царили любовь, песни и судьбы героев. Кассиром кинотеатра в Петропавловке была многие годы Итыгилова Аграфена Степановна, народ её знал как тетю Грушу. На контроле стояли Болдонова Ольга, Саликова Александра, Саликова Татьяна и др.
В совхозе «Боргойский» стояла универсальная киноустановка для широкоформатных (35 мм) и узкоформатных кинопленок (16 мм).
На тот момент уже было 205 киноустановок (городские и сельские) на 4 района. Киносеть была государственная, профсоюзная и ведомственная. В ведомственную сеть входило обслуживание пограничных застав, Джидинского и Наушкинского домов офицеров, Кяхтинского гарнизонного клуба, Хоронхойского лагеря для заключенных. Городская сеть – это по городам Кяхта, Гусиноозерск, Закаменск и станция Джида. Разница по прокату составляла 20% от выручки (валовый сбор) а по селу 10%.
Но наступило тяжелое время перехода на рыночные отношения. В начале XXI века начался закат многих советских учреждений и организаций, всё реорганизовывалось и переходило из рук в руки, затем вовсе они исчезли. И отрасли киносети и кинопроката, к сожалению, постигла та же печальная участь..

Материал подготовил:
Андрей Гармажапов dzhida.ru

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru