26 апреля 2024
Другие новости
Главная » - СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ - » Нижний Ичётуй » История Ичетуйского дацана

История Ичетуйского дацана

Буддийская религия в форме ламаизма получила распространение среди бурят с 17 века. Надо полагать, что носителями ее явились первоначально вышедшие из Монголии представили родов табангутов, цонголов, хатагинов. Вполне возможно, что многие из них переселились на современную территорию Бурятии уже будучи приверженцами ламаизма.

В 1773 году табангуты построили свой табангутский дацан Дэчин Рабжилинг, позже он стал называться Ичетуйским. По данным летописи 1833 года дацан посещали 535 человек, из них казаков и подростков 290 человек. В дацане служили 115 лам – хувараков. 14 лам оттока и 16 казачьих комлект – лам. Большим авторитетом пользовался тогда ширетуй Ичетуйского дацана Тунгалаг Данжин Шолхойн, в подчинении которого входил глава хоринского Анинского дацана Гелун Шираб Малахайн. В дацане хранились хроники, родословные многих родов, книги нравоучительского характера, произведении Востока. В Ичетуйском дацане имелись Ганджур и Данджур.
С середины 30-х годов, в условиях массовой коллективизации, всеобщего обязательного начального образования детей, усиления административных функций партийных, государственных органов от массовой антирелигиозной агитационно-пропагандистской работы перешли к прямым репрессиям против церкви, дацанов, служителей культа. В Бурятии были разрушены все дацаны, а духовенство выслано за пределы республики, многие были арестованы и расстреляны.

Зандеев Галдан Лудупович (1899-1981гг.).
В 1899 году в прекрасной долине под названием Холой родился мальчик по имени Галдан. Его с отроческих лет отдали в учение в дацан Дэчин Рабжилинг. После учения до звания «гэбши» он остался работать в дацане. Во время ликвидации всех дацанов, храмов и церквей он вынужден был бежать в Монголию.
Когда, осенью 1933 года, он возвращался домой со своим братом Дамби, их задержали на границе. А потом они были отправлены в Заудинский острог. По решению суда их отправили в ссылку. Галдана посадили на поезд, отправляющийся на запад, а его брата оставили в тюрьме ввиду болезни.
Долгие 20 лет Галдан Лудупович жил в Коми АССР. После окончания срока ссылки он боялся приехать на родину, да и не знал, живы ли его родные. До 1952 года он пас коров, коз и жил на эти заработки.
Лишь в 1952 году решил написать письмо и узнать про своих родных. Летом в 1952 году его родные получили письмо и отправили вызов. И вот в 1953 году, через 20 лет ссылки, он возвращается домой. С родными он прожил 28 лет. Жил счастливо среди детей своих племянников и помогал в воспитании их детей. Галдан Лудупович умер в возрасте 82 лет.

Возрождение Ичетуйского дацана.
17 мая 2008 года при принятии решения о строительстве дацана недалеко от Нижнего Ичетуя хамба ламой Дамбой Аюшевым присутствовали Чингис ламахай настоятель Сартуул – Гэгэтуйского дацана, Барадий ламахай настоятель Атаган Джидинского дацана, Баяржаб ламахай настоятель Сартуул – Булагского дацана, а также Баяр лама. Был проведен специальный молебен.
13 июня 2008 года было заложение «Бумбы» дацана Дэчин Рабжилинг в Жаргалантуе.
В присутствии хамба ламы и при его участии нашли сохранившиеся камни от фундамента разрушенного дацана. Ныне возводящийся дуган находится чуть в стороне от обнаруженного фундамента, он немного меньше по размерам от планируемого дацана. Основной, большой дацан будет возведен на прежнем месте позже.

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Рейтинг@Mail.ru