Из авторской работы Галсанова Бато-Мунко, ученика 9 класса Петропавловской районной гимназии Джидинского района, участника XXX Всероссийской конференции учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в г.Улан-Удэ,2015г.
Руководитель: Галсанова Ия Федоровна.
Тема: «Очир ахай – излучение, воплощение Зеленой Тары»
Секция: Этнография
«…Наша джидинская земля до сих пор помнит и чтит память о «волшебной мудрости Очир-ахай». Эта уникальная женщина жила в самый тяжелый период для нашей страны – в период Великой Отечественной войны. Обладала способностью защищать своих земляков на фронтах, в боевых сражениях Великой Отечественной, в тоже время трудилась в тылу, работая чабаном, помогала всем приходящим к ней людям обрести здоровье, надежду, а потерявшим своих близких людей, она смягчала горечь утраты, наполняя каждого пришедшего с утратой — смыслом в жизни. А после войны – на распространение буддийской религии в Бурятии и в Монголии, в советский атеистический период. Все это совершала скромная, сельская, необразованная женщина.
Целью исследовательской работы являются: 1. Изучить все письменные и неписьменные источники о жизни Очир-ахай, свидетельствующие о ее сверхъестественных способностях, которые служили во благо всего живого.
Изучить проведенные работы Сосоровой Н-С.В. с 2008 года, которые служат для сохранения памяти бабушки, благоустройства святых молебных мест, изучения истории малой Родины.
Задачами исследования являются: 1. Увековечить память Очир-ахай, жизнь которой была посвящена защите всех нуждающихся в помощи и распространении учения Будды, учения о сострадании.
Деятельность Преподобной Очир ахай весьма известна старшему поколению нашего района и республики в устной форме. Люди, общавшиеся с ней, получавшие помощь, исцеление рассказывали друг другу, детям о незримых, «волшебных» способностях Очир-ахай, внемли ее советам и наказам. К сожалению, нет полного жизнеописания (намтар) об этой удивительной женщине. Галина Раднаева, наша землячка, поэтесса, собрала, по крупицам рассказы об Очир ахай, в своей книге «Хатан эжы Зэдэмни».
Как объяснить ее присутствие на полях сражений Отечественной войны. По воспоминаниям ее матери, она ей говорила: «Если спросят, скажи, ушла по делам», а сама отсутствовала 3 дня.
Таким образом в период войны она проявляла себя как Хубилган (так называют монголы некоторых из своих высших духовных лиц, которых они считают воплощением каких-либо, прославившихся своей деятельностью на пользу буддизма лам), в образе Женской богини – Тары. В ее действии прослеживается великая забота и сострадание, способность вынести напряженные и ужасающие моменты жизни. Как и Богиня Тара в ее многих воплощениях была похожа на современных женщин, была внешне земной женщиной.
Деятельность Очир ахай в послевоенное, мирное время
Деятельность Очир ахай в послевоенное время, вплоть до ее ухода в мир иной, наполнена активной работой по развитию и сохранению буддийской религии, а также служению, помощи людям, какими бы эти просьбы не были, как к Зеленой Таре. К Зеленой Таре можно обращаться за любой необходимой поддержкой, так как она – воплощение всех просветленных, она и защитница, и утешительница, и помощница. Богиня способна быстро откликнуться на любую просьбу о помощи, даже в тех случаях, когда мантра произнесена неточно, с ошибками, или если человек знает мантру частично. Тару не зря называют Матерью, ведь ее отношение к людям сопоставимо с тем, как мать относится к своим любимым детям…».
Эта работа юного исследователя Петропавловской гимназии очень тронула меня тем, что он решил написать о моей бабушке. Факты, изложенные в его работе, подтверждаются многими воспоминаниями людей, обращавшихся за помощью к ней. В нескольких номерах газеты «Джидинская правда» я писала об истории создания комплекса, посвященного Очир ахай.
Начиная с 2008 года, после проведения молебна «Алтан Гэрэл» мы с ламой Намдаковым Баиром Цыреновичем и группой агинских друзей и ученым буддологом Галиной Гомбоевной поехали в паломническую экспедицию в пустыню Гоби — Шамбалын орон. Так началась работа по сохранению памяти Очир ахай. А именно:
– в 2011г. проведена закладка лусад бумба на горе Бурин уула и построена, установлена на горе деревянная юрта для практики;
– проведен молебен «Арья Баала» ламами Атаганского дацана под руководством настоятеля Жаргала ламхай;
– изготовлен бурхан Очир ахай. Работа выполнена агинским скульптором Дампилон Бато Галсановичем. Финансирование было произведено большой дружной семьей Чагдуровых из с.Дырестуй. Освящение проводила одна из основательниц женского дацана – уроженка Кижингинской долины Бамбу эжы, имя которой известно многим верующим в Республике. Работы по подготовке к освящению спонсировали наши землячки сестры Гэрэлма Бадархаевна и Оюна Бадархаевна (с.Инзагатуй). Основной обряд по созданию бурхана был выполнен духовным лицом, Баир ламой из Кижинги – учеником Бамбу эжы.
Во время экспедиции я познакомилась с интересными людьми, практикующими учение Будды. Одним из значимых событий, связанных с почитанием святых мест, считаю восхождение на священную г. Алханай. Маршрут этого гороо состоит из 120 км и преодолевается за четверо суток. Это были незабываемые дни.
На следующий год мы приняли активное участие в работе по облагораживанию маршрута большого гороо – решили установить Бурхан Сагаан Дара эхэ (Богиня долголетия). Сама статуя богини была приобретена в Монголии и освящена в Иволгинском дацане и только после этого была установлена на горе Алханай. Мероприятия, связанные с приобретением, освящением и установкой Сагаан Дара эхэ на горе Алханай, были проведены семьями моих братьев, сестер Дондоковых и семьями Чагдуровых из с. Дырестуй. Сегодня люди, совершающие паломничество на эту священную гору, молятся за долголетие всех живущих на этой земле.
В 2014 году создан ТОС «Бурин уула», ежегодное участие в республиканском конкурсе помогает решать нам многие финансовые вопросы.
На обоо в местности «Наран булаг» (в переводе – солнечный родник), где вытекает целебный аршан, перевезли вторую юрту.
11 мая 2016 года – в день хозяина водной стихии с Баяр ламой из Верхнего Ичетуя Цыденов Чойжинима Лубсан-Доржиевич со своими родными братьями и племянниками установили и освятили «Хий мориин найман салаа».
Цыденов Ц. Л-Д. – остеопат в центре восточной медицины «Америда» г.Москва.-главный спонсор строительства на обооне Наран Булаг.
Большой интерес к жизни и судьбе моей бабушки проявляют авторы некоторых публикаций, книг и телевидения Бурятии. Интересный короткометражный фильм был создан тележурналистом АТВ Н.Хлыстовой и называется он «Память жива». Главные участники фильма – супруги Чойдоновы Сергей Доржиевич и Цыжип Замбалаевна, которые ее знали лично с 1953 года. Чойдонов С.Д. – участник ВОВ, благодаря их воспоминаниям получился очень трогательный фильм. Уважаемым старейшинам Сергею Доржиевичу и Цыжип Замбалаевне я благодарна за многолетнюю помощь и поддержку.
15 июля 2018 года завершено строительство субургана на горе Бурин уула, тоонто Очир ахай. Именно здесь, в местности Хаалгата она прожила основную часть своей жизни, здесь молилась и своими молитвами помогала людям. Поэтому основной идеей Баир ламы, моего наставника, было создание этого комплекса, которое тоже должно служить людям. Это была большая поэтапная работа.
Здесь установлены львы и прекрасная беседка, изготовленные большой семьей Гомбожаповых из с. Верхний Ичетуй, выполненные мастерами умельцами Занаевым Д-С.(с Цагатуй) и Гомбожаповым А.В.(с.В.Ичетуй).
Строительные работы велись под руководством Занаева Д-С. Ц. и Гомбожапова А.В., строители – Гомбожапов В.Д., Дондоков Ц.Д., Дымчиков Г.Ч., Базаров А.Г.
Мы от всей души благодарим спонсоров инзагатуйцев: Цыбикжапова Ч.Д. – 1гол. КРС; хозяев ЛПХ, подаривших овцематок, Цаганова В.М.; Аюшеева Б.Ц.; .Цыретарова Ц.Б.; Цыретарова Б.Ц.; Доржиеву А.Ц.; Жугдурова С.Ц.; Ачитуева Б.А.; Арьяева Б.Д.( с. В.Ичетуй). Благодарим всех верующих, которые внесли денежные пожертвования, всех, кто когда-либо как-то принимал участие в нашей работе с огромным чувством уважения и признательности, желаем здоровья, благополучия!
Вся работа, созданная за эти годы с именем Очир ахай, была направлена для служения людям.
Нима-Сурун Сосорова.
Источник: газета Джидинка